Пятница, 25.05.2018, 04:24
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Для Вас, родители!

Советы логопеда

Совет логопеда

 Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. 

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

   Наглядность. Логопеды советуют озвучивать любую ситуацию - но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

   Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

   Говорите по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.

    Не переусердствуйте! Не употребляйте слишком много длинных фраз: логопеды не советуют перегружать ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

    Хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

   В основе речи - стремление к общению. Как бы несовершенно ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.

   Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

   Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова - это пассивный словарь, говорит - это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.

   Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса - крыша, нос - нож).

   Читайте. Логопеды советуют читать как можно больше коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

   Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.

    По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

   В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

   Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

       Помните, уважаемые мамы и папы, только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично!

 

 

Речь ребенка.

Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то буквы, только при записи его в первый класс и тогда начинается муштра, ежедневные занятия и с врачом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до сентября. Но, во-первых, это такая нагрузка на детей – за 3 месяца освоить то, чему надо было учиться 5-6 лет. А во-вторых, таких проблем можно было избежать, если бы родители хотя бы раз в год приходили с ребенком к логопеду. Потому что только специалист вовремя увидит нарушения в развитии речи у малыша. Это могут быть дислалия – нарушение произношения отдельных звуков, фонетико-фонематические нарушения – когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка, и наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, бедный словарный запас и отсутствует связная речь.

              Что должен уметь ребенок.

В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования.

В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий «правильности» развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет «перевести» детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивают вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.

В 5 лет ребенок еще может не выговаривать букву «р». А в 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить.

                             Чтобы во рту не было каши.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую. Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Каким бы утомительным вам это ни казалось, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.

По мере того как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки¸ получится отличная тренировка для руки.

                                               Играйте вместе с ребенком.

Сначала сами постройте (мост, гараж), затем попросите ребенка помочь вам построить то же самое, ну а потом предложите малышу самому сложить, например, кроватку, стол, стул для кукол и «пригласите» на чаепитие гостей (зайку, мишку) и т.д. Ребенок обычно с удовольствием играет в такие игры. Когда ребенок строит по замыслу, у него развивается творческое воображение.

Учите ребенка замечать, что общего и разного у кубика, треугольника, кирпичика. Также неплохо будет, если вы зададите ребенку вопросы: «На что похож кубик? Цилиндр? Кирпичик? Пусть ребенок найдет в квартире, на улице предметы, напоминающие эти формы. Если у вас в семье двое детей или к вам в гости пришли друзья, можно провести соревнование между детьми, предложить ребятам, кто быстрее построит (гараж, башню, мостик, спальню для кукол, матрешек).

     Но есть родители, которые никогда не играют с ребенком, более того, они смотрят на детскую игру как на забаву (не плачет – ну и хорошо), как на несерьезное времяпровождение. Во что играют дети – им безразлично. Раз игра – свободная деятельность, не стоит вмешиваться в нее, достаточно создать условия: купить игрушки, выделить место для игры.

Такие взгляды на детскую игру глубоко ошибочны. Игра оказывает огромное влияние на формирование психики ребенка. В игре ребенок отражает окружающую его жизнь, усваивает правила поведения. Для того чтобы развить речь ребенка, родители могут, например, поиграть с ним в игру «начни – продолжи» Вариант этой игры может быть такой: вы показываете ребенку сюжетную картинку и предлагаете ему составить рассказ (вы начинаете, ребенок продолжает, вы заканчиваете). Варианты словесных игр могут быть разнообразными.

Родителям надо всегда помнить, что малыш должен играть, заниматься с удовольствием. Важные условия игры – улыбка, радость, похвала, одобрение, искренняя заинтересованность старших. Но не надо хвалить малыша не по заслугам. Если у ребенка что-то не получается, не спешите бросаться ему на помощь, пусть попробует еще раз. Например, ребенок что-то нарисовал, вы можете ему сказать: «Ты сегодня нарисовал хорошо, но вот одна кривая линия получилась. Если линии прямые, то будет еще лучше! Попробуй-ка еще разок!» Таким образом родители воспитают у ребенка упорство в достижении цели, настойчивость.

 


Категория: Для Вас, родители! | Добавил: хризантемка (01.12.2012)
Просмотров: 268 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]