Пятница, 25.05.2018, 04:15
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Для Вас, родители!

Советы психолога

Кому нужны вундеркинды?

   Слово "вундеркинд" переводят как "особо одарённый".Но обычно такие дети одарены родительским упрямством.Чтобы вырастить вундеркинда, обязательно нужен взрослый, который методично и упрямо, преодолевая капризы, будет заставлять ребёнка эти способности развивать и выдавать результаты.Родитель следит, чтобы ребёнок делал всё как нужно, забывая о том, что ребёнку трудно заниматься по несколько часов подряд. У ребёнка нет собственной мотивации к высоким достижениям.То есть одаренных только от природы вундеркиндов нет. Есть плоды родительского упрямства и непосильного детского труда. Как правило, задачу вырастить чудо-ребенка ставят перед собой родители, которые сами не смогли достичь в жизни желаемых высот и потому каждый такой ребенок – в первую очередь отражение родительских проблем… И первая цель такого родителя – возможность гордиться: «Вот какой у меня ребенок, вот какой я родитель!» И не задумываются, насколько это нужно самому ребенку?

В основном в вундеркиндах восхищает, честно говоря, не само качество их исполнения песен или музыки, а то, что маленький ребенок выдает результаты на уровне взрослого! Именно это расценивается как необыкновенность. И именно за это превозносят юного артиста. Не говоря уж о том, что ребенка изначально оценивают выше, чем взрослого, давая снисхождение и никоим образом не критикуя. А в результате юное дарование получает в детстве два основных впечатления: во-первых, он приучается к постоянной похвале и не может воспринимать никакую критику, а во-вторых, оттого, что его заставляют работать в режимах, не свойственных детской психологии и физиологии, он при первой же возможности перестает работать вообще. 

И что получается? Физический рост есть, а творческого прогресса нет. И когда результаты, свойственные среднему взрослому, на сцене выдает средний взрослый – что в этом удивительного? Таким образом и не вырастают из чудо-детей чудо-взрослые…

То же самое происходит не только в творчестве, но и в учебе. Часто родители, горя желанием вырастить вундеркинда, еще до школы учат ребенка тому, чего гарантированно не знают и не умеют одноклассники. Далеко не факт, что это пойдет ребенку на пользу. Иногда ребенок, получив первоначальные знания и откровенно скучая на уроках в начальной школе, привыкнет к тому, что учительница автоматически ставит ему пятерки, а то и вообще разрешает на уроки не ходить. И у него утратятся (а точнее – не приобретутся) навыки самостоятельной работы по добыванию и усваиванию новых знаний. Перейдя в среднюю школу, он уже не сможет быть «отличником на халяву», потому что начнутся другие требования, другой уровень знаний. И в результате такой ребенок скатывается на двойки, причем сам не замечая как. Вот пожалуйста, очередная «рана детства».

Ну хорошо, скажут родители таких детей: если мой ребенок скучает на уроках в первом классе – пусть идет сразу во второй, потом сразу в четвертый, и так далее… Мол, зачем терять десять лет, если способности моего чада позволяют сделать это быстрее? Причем явление это не уникальное: сколько известно ребятишек, которые в школе перешагивают через класс, а то и через два, заканчивают школьную программу экстерном, а потом где-то лет в 14 становятся студентами вуза. Все восхищаются, педагоги ахают. Родители других детей порой завидуют, газеты пишут, телевидение снимает… Но, как в детской песенке про пластилиновую ворону: «А дальше?»

По этому поводу хорошо сказала одна старая учительница, которая случайно по телевизору увидела передачу о четырнадцатилетнем мальчике, ставшем студентом МГУ. Она покачала головой и сказала: «Ох уж эти родители. Куда они только торопятся? Можно подумать, у них дом горит!»

Увы, старая учительница права: торопятся тут тоже именно родители, а не сам ребенок. Да, практически все дети, если их не подавлять изначально, а наоборот, развивать их любознательность, могут хорошо учиться, как говорится, схватывая на лету. Интеллект развивается, дети легко воспринимают информацию и пользуются ею. Но для того, чтобы по воле родителя сделать вундеркинда, нужно набить ребенка этими знаниями как можно плотнее. Пройти школьную программу как можно раньше, раньше поступить в институт… Зачем? А затем, чтобы педагоги ахали, родители других детей завидовали, газеты писали, телевидение снимало – в том числе снимало не только чудо-ученика, но и его родителей. Вот, мол, какого умника вырастили!

А самому умнику каково? Можно, конечно, с казать, что он получил некую фору: пока его сверстники будут получать высшее образование, он уже найдет себе хорошую работу, раньше начнет делать карьеру, раньше встанет на ноги… Но тут, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Точнее – про то, что ребенку все же не 17 лет, а 14. И воспринимать его будут соответственно – для детей даже учеба порой становится вторичной по отношению к социализации в детском коллективе, А когда такой чудо-ученик оказывается среди студентов – он наверняка будет «инородным телом». Чем, собственно, он будет выделяться в вузе? Все кончили школу, все сдали экзамены и были приняты. Только всем 18, а ему 14.Так это разве повод для восхищения? Скорее это повод для смеха и шуточек: мол, молодой еще, помолчи, когда старшие говорят… Никто в институтской среде в общем-то не примет его всерьез. И он в результате в студенческой среде окажется не знаменитостью, а изгоем. 

Таким образом, уважаемые господа родители, если вы вправду думаете о ребенке, а не о своей реализации за счет потомства, - подумайте: нужно ли самому ребенку быть вундеркиндом? Да, одаренность присуща практически всем детям, и ее вполне можно поддерживать – но не форсировать, не ломать, не идти против всех психологических и физиологических законов развития ребенка. В конце концов, дети часто бывают одарены в разных областях, поэтому подождите – лет 7-8 ребенок сам определится, какая область привлекает больше всего его самого, и начнет сам работать над собственными успехами: сначала немного по-детски, потом все серьезнее и активнее. Таким образом, он сам будет более полноценно, если так можно выразиться, взрослеть, сам получать мотивацию развивать свои умения и с большей вероятностью может стать чудо-взрослым.

Именно умение делать выбор – одно из основных личностных качеств, необходимых для дальнейшей устойчивой жизненной позиции. И если не давать ребенку такого права даже в тех областях жизни, что касаются непосредственно его самого – такому ребенку в дальнейшем будет очень и очень трудно выстраивать самостоятельно свою жизнь.

А самое интересное, когда ребенку, да хотя бы тому же «вундеркинду, изготовленному родителями», хочется знать «вот это и это» (например, как растут цветы и от чего вымерли динозавры), а родители ему говорят: «нет, ты должен знать ВОТ   ТО И ТО» (например, играть в шахматы и учить иностранный язык). Почему? Опять же потому, что родители так решили. Они считают, что ребенку ЭТО   ДОЛЖНО быть интересно, что это его «разовьет и образует», они растят из него «интеллигентного человека» забывая о том, что сами ведут себя по отношению к ребенку, скажем так, не вполне интеллигентно. В частности – не уважают его личный выбор, на который он вполне имеет право.

Вы можете показать ребенку в два-три года и цифры (развесить карточки с буквами вокруг кроватки, предложить их вместо игрушек и т.п.), но не ЗАСТАВЛЯЙТЕ ребенка это учить. Вы можете дать ребенку послушать хорошую музыку и рассказать, каким образом эта музыка «получается» (как играет, к примеру, пианист), но не заставляйте его силой садиться за рояль. Можно познакомить ребенка с шахматами, рассказать о них, но не водить СИЛОЙ в шахматный кружок… И так далее, и тому подобное. И с другой стороны – если ребенок проявил интерес к тем же шахматам (иностранному языку, музыке…), не одергивайте его, что «тебе это еще рано»: может быть, стоит один-два раза сводить ребенка на занятия кружка, секции, музыкального класса. Причем если ребенок сначала проявит интерес к каким-то занятиям в группе, а потом вдруг скажет «мне не понравилось» - и тут не стоит облегченно вздыхать «ну слава богу, не надо его водить на занятия»: поговорите с ребенком – ПОЧЕМУ не понравилось. Может быть, дело не в занятиях, а в тех же взаимоотношениях с учениками или учителем. Но и здесь не решайте все ЗА ребенка, не внушайте ему, что он «должен или не должен делать с этими взаимоотношениями»: просто помогите ему разобраться в ситуации, но решает пусть сам. И выбирает занятия пусть сам.

Вот это как раз для многих родителей тоже очень тяжело: им просто ребенку «помогать», но очень сложно «не мешать».

Строго говоря, еще и по этому поводу многие психологи предъявляют «претензии» родителям» искусственно изготовляемых вундеркиндов» - ребенка набивают какими-то знаниями и умениями», но в то же время искусственно отделяют его от среды сверстников. Сколько раз в разных книгах и фильмах обыгрываласьситуация, когда мальчик, скажем, из-под палки пилит ненавистные гаммы на скрипке, а друзья во дворе зовут его играть в футбол. Он же вынужден отказаться, хотя – как же ему хочется, тем более он не сам навязывается, его ЗОВУТ – он в этой среде, для него важной, значим и востребован… То есть ребенка, подростка фактически лишают возможности социализироваться в среде ровесников, лишают возможности научиться общаться. К тому же мама в детстве наверняка еще и говорила, пытаясь оторвать чадо от футбола и насильно приохотить к скрипке: «А нечего тебе с ними возиться и играть в их дурацкий футбол, у тебя другие задачи, у тебя другая миссия, ты одаренный, ты талантливый, ты ДРУГОЙ, ты ВЫШЕ ИХ…»

Ну, и последствия соответствующие.

Понятно, что это срабатывает совсем по-другому, когда ребенок САМ чем-то увлекается и социализируется иными путями – по крайней мере, при всей собственной тяге к новым знаниям, при собственном увлечении той или иной «скрипкой» он не отрывается, не отделяется от сверстников, а скорее провоцирует их тянуться за собой и может именно своей увлеченностью «уважать себя заставить»; он не противопоставляет им себя, как правило, а пытается делиться с ними (по крайней мере, с желающими) тем, что ему самому искренне интересно. И потому редко испытывает проблемы с общением.

Как сказал один педагог со стажем, «еще не известно, каких детей можно назвать чудом: тех, из которых родители делают краткосрочные машины для достижения успеха, или тех, кто учится с детства достигать успеха самостоятельно!

Категория: Для Вас, родители! | Добавил: хризантемка (01.12.2012)
Просмотров: 156 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]